Чтобы студентам от сессии до сессии жилось не только весело, но и продуктивно, мы публикует выдержки из книги «Успешная учеба в вузе. Самые важные навыки студента» Стеллы Коттрелл.
Стелла Коттрелл, проработавшая больше 20 лет со студентами Университета Лидса, создала универсальную шпаргалку для всех учащихся вузов. Издание, которым пользуются более 250 тысяч студентов и преподавателей по всему миру, просто и доступно объясняет, как вчерашним школьникам переключиться на университетские методы обучения и сделать так, чтобы за пять лет получить не только корочку, но и необходимые знания. Все советы автора в книге сопровождаются практическими знаниями и упражнениями.
1. К-Р-Э-М-И — идеальная стратегия студента
К — креативность: уверенно использовать собственные стратегии и стили, использовать в учебе воображение.
Р — размышление: использовать собственный опыт, анализировать и оценивать свою работу и достижения, а также извлекать уроки из действий.
Э — эффективность: с максимальной пользой организовывать свое пространство и время, мысли и ресурсы (в том числе информационные технологи) и расставлять приоритеты.
М — мотивация: полностью осознавать результат, который необходимо получить; держать себя в тонусе при помощи краткосрочных и долговременных «задач».
И — инициативность: лично участвовать в процессе обучения, физически и мысленно, чтобы понимать то, что вы изучаете.
2. Лучший в мире эксперт — это вы
Когда вы не знаете, как справиться с той или иной работой, представьте себя профессором или изобретателем, который столкнулся с проблемой мировой важности. Эксперты считают проблему сложной, но они лучше решают именно сложные проблемы. Многие студенты опасаются, что у них не хватит способностей для изучения выбранного курса. Некоторые из них не очень хорошо учились в школе и переживают, что им «на роду написано» быть плохими учениками. Подобные панические мысли могут сильно осложнить учебу. Есть определенные упражнения, которые помогают справиться с паническими атаками и настроиться к себе менее критично.
3. Используйте все свои чувства
Чем больше вы используете зрение, слух и осязание, и чем полнее вы пользуетесь многочисленными мышцами своего тела для того, чтобы смотреть, говорить, писать, печатать на компьютере, рисовать или просто двигаться — тем больше способов получения информации вы предлагаете своему мозгу. Мозг будет получать информацию из разных источников.
4. Узнайте, что вам интересно
Почти невозможно учиться, если вы волнуетесь или скучаете. Гораздо легче заниматься, держа в мыслях результат, которого вы хотите достичь, чем учиться из чувства долга. Какие-то моменты покажутся вам менее интересными — например, написание курсовых, экзамены, жесткие сроки. Но эти же самые вещи обычно приносят наибольшее удовлетворение, когда сделаны хорошо. Именно от вас зависит, сможете ли вы обнаружить крупинки золота в песке.
5. Учитесь активно
Учеба приносит большую пользу, когда вы активны и лично заинтересованы. Это означает: анализировать полученную информацию с разных сторон; напрягать внимание; использовать разные возможности; принимать решения; находить связи между полученными фактами. Даже самое маленькое задание привлечет вас к активному участию в изучении материала. Вузы обычно ожидают от вас определенной подготовки. И, конечно, от вас как студента ждут серьезного отношения к учебе. Вы можете действовать ответственно, только если чувствуете уверенность, если вы готовы к учебе на том уровне, который выбрали. Убедитесь, что вы готовы.
6. Найдите свой собственный способ обучения
Хотя у всех людей много общего, каждый учится по-своему. Необходимо экспериментировать с учебными стратегиями и навыками, которыми вы пока владеете не очень уверенно. Человеческий мозг — система, которая великолепно адаптируется. Выполняя различные задания, можно использовать и сочетать несколько учебных стратегий и стилей. Если курс вашего обучения построен так, что он не всегда отвечает вашим учебным предпочтениям, вы можете «адаптировать». Например. Если вы предпочитаете работать с другими студентами, организовывать учебные группы и разделять учебу с друзьями, работайте в библиотеке и участвуйте в студенческой жизни. Если вам нравится работать по собственному расписанию, организуйте время так, чтобы вам казалось, что оно принадлежит только вам. Если вы предпочитаете работать на слух, записывайте на диктофон лекции и отрывки из учебников. Ищите учебные материалы, которые можно скачать на аудионоситель.
7. Думайте о будущей карьере с первых дней учебы
Учеба не должна быть абстрактной. Ваша цель — стать профессионалом и получить хорошую работу. Вы получите ее, если продемонстрируете именно те навыки и опыт, которые необходимы работодателю. Во время учебы в вузе постарайтесь приобрести: навыки работы в команде; навыки решения проблем; навыки креативного мышления; навыки самоорганизации. Используйте для этого все возможности, включая групповые задания, практики и стажировки.
8. Отслеживайте свой прогресс и оценивайте себя объективно
Записывайте, какие шаги вы сделали для развития того или иного навыка. Сами определите, что значит для вас прогресс. Это может быть решение поставленной личной задачи (например, получить определенную оценку за задание), или маленький шаг к решению задачи (например, первый раз задать вопрос преподавателю, научиться приходить вовремя, если у вас есть проблема распределения времени). Важно осознать качества и навыки, которыми вы уже владеете. Вы можете начать «механистически», то есть заполнить анкету, оценить себя, расставить приоритеты и собрать о себе информацию. Постепенно процесс осознания станет более глубоким. Самоанализ и развитие личности будут подспорьем во всех сферах жизни, включая учебу.
9. Учитесь правильно использовать информацию
В большинстве вузов оценивается не количество фактов, которые вы привели в ответе, но то, как вы используете данные. Недостаточно просто заучить выбранные параграфы для экзамена. Предполагается, что вы продемонстрируете умение оценивать и выбирать значимое, и опускать информацию, которая не имеет большого значения. Без труда свяжете между собой различные идеи и мысли, разберетесь в том, что вы изучаете в рамках своего курса, структурируете свои мысли и знания так, чтобы привести убедительный аргумент.
10. Учитесь отдыхать
Вероятно, ваша учеба неэффективна, если вы: продолжаете работать, хотя слишком устали для того, чтобы сосредоточиться; просто слушаете или читаете вместо того, чтобы задавать вопросы и ставить под сомнение услышанное или прочитанное; сидите и занимаетесь, а в это время ваши мысли бродят где-то далеко; выучиваете наизусть материал, без понимания того, что вы учите; не просите о помощи, когда действительно в ней нуждаетесь; не связываете между собой знания, которые вы получили при изучении различных предметов; не соотносите изученный материал с реальной жизнью. Действуйте от обратного — и ваша учеба будет эффективной.
Признаки умного человека
1. Умный человек разговаривает с определённой целью
При встрече, по телефону, в чате. Разговор — инструмент для достижения цели.
Глупые люди ведут разговоры ради самих разговоров. Так они потакают своей лени, когда заняты. Или борются со скукой и бездельем в свободное от работы время.
2. Комфортно чувствует себя в одиночестве
Умному не скучно со своими мыслями. Он понимает, что важные события и открытия могут происходить внутри человека.
Глупые, напротив, всеми силами стараются избежать одиночества: оставаясь наедине с собой, они вынуждены наблюдать собственную пустоту. Поэтому им кажется, что важное и содержательное может происходить только вокруг. Они следят за новостями, стремятся к компаниям и тусовкам, сто раз в день проверяют социальные сети.
3. Старается держать равновесие
- между опытом извне (фильмы, книги, рассказы друзей) и собственным опытом.
- между верой в себя и осознанием, что он может ошибаться.
- между готовым знанием (шаблонами) и новым знанием (мышлением).
- между интуитивной подсказкой от подсознания и точным логическим анализом ограниченных данных.
Глупые легко ударяются в какую-нибудь одну крайность.
4. Стремится расширить диапазон своего восприятия
Умный хочет достичь точности в ощущениях, чувствах, мыслях. Он понимает, что целое состоит из мельчайших деталей, поэтому так внимателен к мелочам, оттенкам, к малому.
Глупые довольствуются усреднёнными штампами.
5. Знает много «языков»
Умный человек общается с архитекторами через здания, с писателями — через книги, с дизайнерами — через интерфейсы, с художниками — через картины, с композиторами — через музыку, с уборщиком — через чистый двор. Он умеет общаться с людьми с помощью того, что они делают.
Глупые люди понимают только язык слов.
6. Умный человек доводит начатое до конца
Глупый останавливается, едва начав, или на середине, или почти закончив, исходя из предположения, что сделанное может оказаться невостребованным и не принесёт никому никакой пользы.
7. Понимает, что огромная часть окружающего мира была изобретена и создана людьми
Ведь ботинка, бетона, бутылки, листа бумаги, лампочки, окна когда-то не существовало. Пользуясь тем, что было изобретено и создано, он хочет в благодарность отдать человечеству и что-то от себя. Он с радостью создаёт сам. А когда пользуется тем, что сделали другие, с удовольствием отдаёт за это деньги.
Глупые, когда платят за вещь, услугу, объект искусства, делают это без благодарности и с сожалением, что денег стало меньше.
8. Соблюдает информационную диету
Умный человек не захламляет память фактами и данными, которые не нужны для решения текущих задач. При этом, изучая мир, он стремится прежде всего понять причинно-следственные связи между событиями, явлениями, вещами.
Глупые потребляют информацию без разбора и не стараясь вникнуть во взаимосвязи.
9. Понимает, что ничто не может быть оценено без контекста
Поэтому не спешит с выводами и оценками каких бы то ни было вещей, событий, явлений, пока не проанализирует совокупность всех обстоятельств и деталей. Умный очень редко критикует, осуждает.
Глупый человек легко оценивает вещи, события, явления, не вникая в детали и обстоятельства. Он с удовольствием критикует и осуждает, таким образом как бы чувствуя себя выше того, что является объектом его критики.
10. Считает авторитетом того, кто заслужил у него авторитет
Умный никогда не забывает, что, даже если все придерживаются одного мнения, они могут ошибаться.
Глупые признают мнение правильным, если оно поддерживается большинством. Им достаточно того, что множество других людей считают определённого человека авторитетом.
11. Очень избирательно относится к книгам и фильмам
Умному совершенно не важно, когда и кем была написана книга или когда был снят фильм. Приоритет — содержание и смысл.
Глупый человек отдаёт предпочтение модным книгам и фильмам.
12. Имеет страсть к саморазвитию и росту
Чтобы вырасти, умный человек говорит себе: «Я недостаточно хорош, я могу стать лучше».
Глупые, стремясь возвыситься в глазах окружающих, унижают других и, таким образом, унижаются сами.
13. Не боится совершать ошибки
Умный человек воспринимает ошибки как естественную составляющую движения вперёд. При этом старается не повторять их.
Глупые раз и навсегда хорошенько усвоили постыдность совершения ошибок.
14. Умеет концентрировать внимание
Для максимальной концентрации умный человек может замкнуться в себе, быть недоступным ни для кого и ни для чего.
Глупые люди всегда открыты для общения.
15. Умный человек убеждает себя, что всё в этой жизни зависит только от него
Хотя понимает, что это не так. Поэтому он верит в себя, а не в слово «удача».
Глупые убеждают себя, что всё в этой жизни зависит от обстоятельств и других людей. Это позволяет им снять с себя всяческую ответственность за происходящее в их жизни.
16. Бывает твёрд, как сталь, или мягок, как глина
При этом умный человек исходит из своих представлений о том, каким ему следует быть при разных обстоятельствах.
Глупый бывает твёрд, как сталь, или мягок, как глина, исходя из стремления соответствовать ожиданиям окружающих.
17. Легко признаёт свои ошибки
Его цель — уяснить действительное положение вещей, а не быть всегда правым. Он слишком хорошо понимает, как сложно разобраться во всём многообразии жизни. Поэтому он не врёт.
Глупые обманывают самих себя и других.
18. Ведёт себя в основном как умный человек
Иногда умные люди позволяют себе расслабиться и ведут себя как глупые.
Глупые люди иногда концентрируются, проявляют силу воли, прилагают усилия и ведут себя как умные люди.
Безусловно, никто не может поступать по-умному всегда и везде. Но чем больше в вас от умного человека, тем вы умнее. Чем больше от глупого, тем глупее.